Иеротопия — создание сакральных пространств, рассматриваемое как особый вид духовного и художественного творчества, а также наука, которая анализирует конкретные примеры данного творчества. Иеротопия как раздел гуманитарного знания находится на стыках традиционных дисциплин истории искусства, археологии, культурной антропологии, этнологии и религиоведения, однако не совпадает ни с одной из них и имеет собственный предмет и методологию.
До недавнего времени создание сакральных пространств не рассматривалось в качестве самостоятельного предмета изучения, так как интерес ученых был в большей мере обращен на материальные объекты или действия. Однако, во многих случаях выделение особой категории «сакрального пространства» позволяет понять истинное значения ряда художественных и культурных явлений, а также намерения их создателей. Восточнохристианский мир был выбран в качестве первоначального объекта исследования, поскольку в византийской культуре создание священного пространства являлось основополагающей формой творчества, оказавшей значительное влияние на другие формы культуры. Однако иеротопия в целом — это предмет сравнительных исследований, включающий традиции разных народов и исторических периодов.
Иеротопия интересуется не только иконами и архитектурой, но включает в сферу своих интересов весь набор средств, служащих для создания сакрального пространства. Почти все предметы церковного искусства первоначально замышлялись как компоненты иеротопических ансамблей. Среди крупнейших иеротопических проектов в истории можно выделить создание Первого Храма Соломоном, строительство Св. Софии Константинопольской Юстинианом и создание первых готических соборов аббатом Сюжером.
Новые сакральные пространства храмов или святилищ часто создавались в результате осознанного воспроизведения первичного сакрального пространства, обозначенного самим Богом в процессе иерофании. Это первичное сакральное пространство присутствует во вновь созданном храме или святилище в виде образа-парадигмы. Так, в истории христианства неоднократно предпринимались попытки воссоздания Святой Земли, в частности в России в Ново-Иерусалимском монастыре под Москвой. Другим примером образа-парадигмы является образ Небесного Иерусалима, незримо присутствовавший в византийских храмах.
Сакральное пространство не обязательно реализуется в виде здания или архитектурного ансамбля. Оно может быть также создано в процессе религиозной церемонии,такой как византийский обряд вторничного действа с Одигитрией Константинопольской, греческая Анастенария, или древнерусский ритуал «хождения на осляти». При этом живая среда священнодействия выступает как пространственные икона. Этот термин подчеркивает, что сакральное пространство создается в вне плоских иконических изображений или материальных предметов. Важнейшая особенность пространственных икон — их «перформативность». Они пребывают в постоянном движении, изменяясь, как живая среда, формируемая ритуальными жестами, светом, запахами и, наконец, самим подвижным человеческим восприятием, каждую секунду по-новому реагирующим на окружающий мир.