Живоносный источник

To English version

25-27 июня 2014 г. в Москве состоялся Международный Симпозиум

«ЖИВОНОСНЫЙ ИСТОЧНИК. ВОДА В ИЕРОТОПИИ И ИКОНОГРАФИИ ХРИСТИАНСКОГО МИРА»

Программа симпозиума

Сборник материалов симпозиума

Равенна, баптистерий православных

Равенна, баптистерий православных

СОДЕРЖАНИЕ сборника материалов симпозиума

А. М. Лидов. Святая вода и христианская иеротопия (введение) 14-17

Вяч. Вс. Иванов. Священная вода в индоевропейских языках и культуре 18-22

Джон Митчелл. Вода как переходная среда в поздней античности 23-25

Л. С. Чаковская. Вода в Иерусалимском Храме и в древних синагогах 26-29

А. Б. Ковельман. Трон в баптистерии: о иудео-христианской традиции hygiene sacra 30-35

Натан Деннис. Живая вода, живое присутствие: иеротопия и роль воды в раннехристианских баптистериях 36-38

о. Георгий Урбанович. Баптистерий и сакральное пространство алтаря в храмах Северной Африки (IV-VII вв.) 39-41

Л. Г. Хрушкова. Раннехристианская базилика с трехчастным святилищем: крещальня в литургическом пространстве 42-44

Ричард Мэгвайр. Масло и бурные воды: четыре баптистерия на Кипре 45-47

Н. Е. Гайдуков. Природная, живая и мертвая вода в пещерных храмах юго-западной Таврики 48-52

А. М. Лидов. Райские реки и иеротопия византийского храма 53-60

Дельфин Лоренцен. Священная вода в «Христианской Топографии» Козьмы Индикоплова 61-63

Николетта Исар. Византийский Parthenogenesis как иеротопия текущего сияния 64-66

Фабио Барри. Средневековые образы Океана 67-68

Джейн Чик. Океан и Нил: образы священных вод в восточной церкви комплекса Каср эль Лебия в Киренаике в Ливии 69-70

Беатрис Лил. Символический образ Воды в раннеисламском искусстве (Кусейр Амра) 71-73

Микеле Баччи. Вода в создании памятных мест: стена звезды, гротто омовения и другие цистерны Вифлеема 74-77

М. А. Бойцов. Aqua Spiritus sanctus est: освященная вода в толковании Гильома Дюрана 78-81

А. В. Рындина. Сан Сальваторе в Латерано и икона Спасителя папы Григория «из вод»: тканая основа образа, иконография, обряд омовения ног в процессии с иконой 82-84

Элка Бакалова, Анна Лазарова. Чудотворная икона-реликваний Рильского монастыря и обряд освящения воды (воспоминание о константинопольских ритуалах) 85-88

Николаос Ливанос. Защищающая вода и чудотворные иконы: аспект иеротопии горы Афон 89-91

А. В. Веремьева. «Madonne venute del Mare» Происхождение и традиция почитания икон Богоматери в южной Италии 92-95

А. С. Преображенский. «Слезы из суха древа». Плачущие, кровоточащие и мироточащие иконы в сообщениях русских летописей 96-100

М. Б. Плюханова. Богородица как Живоносный Источник в ранних русских службах чудотворным иконам 101-105

Елена Богданович. Фиал как пространственная икона 106-109

Вл. В. Седов Боголюбовский киворий и его византийские аналогии 110-111

М. С. Гладкая Священные воды в пространственной иконе Покрова на Нерли 112-115

Вс. М. Рожнятовский. Образы воды как пограничного пространства у входа средневекового православного храма: идейный замысел и его отражение в иконографии 120-124

Т. Е. Самойлова. Архангел Михаил, ангел целебных источников в древнерусской иконографии 125-129

А. Г. Бобров. Сакральная вода в древнерусской традиции: парная баня и утренняя роса 130-135

А. Г. Мельник. Вода и культы святых на Руси XI–XVII веков 136-138.

М. С. Егорова, А. Н. Кручинина, Т. В. Швец. Древнерусский чин умовения ног: поликодовый текст в сакральном пространстве 139-142

Е. И. Архипова. Каменные купели и чаши для святой воды в храмах южной и юго-западной Руси 143-145

В. В. Игошев. Водоосвящение и древнерусские богослужебные предметы 146-151

Кевин Кэйн. Священные воды святого озера Валдай: источник иеротопического творчества в правление царя Алексея Михайловича 152-155

Г.М. Зеленская Вода в сакральном пространстве Нового Иерусалима под Москвой 156-159

К. А. Щедрина. Рукомойный прибор в иеротопии дворцового церемониала в Москве в XVI-XVII веках 160-163

Василий Ульяновский. Омовение/отирание святых икон и мощей в практике Русской и Иерусалимской церквей: деяния Патриарха Феофана в Троице-Сергиевой обители в 1619 г. 164-168

М. В. Дмитриев. Вода вся – святая! О магическом и мистическом в древнерусских обрядах освящения воды 169-172

О. В. Чумичева. «Скверная вода» чужого учения: механизмы анти-сакрального. 173-184

А. Д. Охоцимский. Святая вода и Реформация 185-189

Ксана Бланк. Подводный город-храм; христианский Китеж и языческий Светлояр 190-196

о. Георгий Крейдун. Остров Новый Патмос на Алтае как миссионерский иеротопический проект XIX – начала XXI века 197-201

Ю. М. Шеваренкова. Святые источники и их роль в формировании сакрального пространства Дивеевского края 202-207

Жанмари Руйер-Виллоуби. Святой источник в Искитиме. Историческая память и новые верования 209-213

М. Н. Соколов. О метаморфозах воды в искусстве Нового времени – от агиасмы к зеркалу Нарцисса 214-216

To English version